Древняя аллея влюбленных

аллея влюблённых

 

Древняя аллея влюблённых. Еще в 1939 году весь научный мир Союза ошеломила находка ученого В. Г. Гниловского. Дело в том, что до того момента официальная наука считала, что никаких древних цивилизаций на месте нынешнего города Ставрополь никогда и не было. И до строительства Крепости номер восемь по Азово-Моздокской оборонительной линии (будущий Ставрополь) казаками Хоперского казачьего Донского полка, сюда практически не ступала нога человека. Да, кочуя по территории всего юга современной России, здесь могли пасти свои табуны скифы, но вот чтобы устраивать целые города…

На месте современного Ставрополя… Ранее всему ученому миру казалось, что этот город не имеет никакого исторического значения, как собственно и все пространство, на котором он был воздвигнут.

Тем не менее, здесь было обнаружено крупное, по тем меркам, поселение представителей кобанской культуры. А теперь давайте разберемся, кто такие кобанцы? Это предки кавказцев, так сказать, протокавказские племена, жившие на стыке бронзового и железного веков.

Все они объединены понятием – кобанцы, потому как, в связи с бесписьменной их культурой, мы имеем о них весьма смутное представление. Даже о том, как они сами себя называли. Да и во что верили, каким богам молились, ни один ученый муж вам сегодня не подскажет.

Впервые современный человек узнал о существовании кобанцев в 1869 году, при обвале части берега реки, протекающей по территории проживания осетин. У селения Верхний Кобан. Благодаря этому древнейшая народность и получила такое название. А потом находки следов былой, так называемой, кобанской культуры посыпались одно за другим, в плоть до нашего времени.

Сказать что-то конкретное относительно жизни кобанцев, их культам и даже об используемых ими языках нельзя даже сейчас. Вот, что за следы былой цивилизации раскопал во второй четверти прошлого века В. Г. Гниловский под Ставрополем, находящиеся сейчас в черте города, прямо возле новостроек.

Найденное городище было когда-то расположено на правом берегу лесной части речки Грушевая. Напоминает ровную площадку с небольшим углублением в центре и окаймленную насыпью. По названию реки — это поселение и получило свое название – Грушевое городище.

Когда-то оно выглядело как маленькая крепость. Исследователи обнаружили здесь следы стен и рвов, защищавших его давным-давно. Ведь времена были, в прямом смысле, варварскими. Городище просуществовало приблизительно 300 лет, пока не началась пора сарматских завоеваний. Осваивая новые территории, завоеватели говорили со всеми живущими в этих краях народами языком огня и железа. Были уничтожены или вытеснены как родственные сарматам скифы, так и многие кобанские племена.

И Грушевое поселение тоже ждала горькая участь. При раскопках самой цитадели ученые обнаружили угольный слой. Поверх него не было ничего, чтобы свидетельствовало о человеческой жизнедеятельности. Следы ее находились только под остатками пепелища. Все это говорило о том, что им и закончилось существование кобанского городища. Его, по всей видимости, разорили сарматы. Кого-то из проживающих здесь людей они убили, а некоторых угнали в рабство, согласно суровым законам того времени.

А самих сарматов ждала другая, более счастливая, судьба. Имея в своем составе несколько близких по культуре и языку народов: аланов, сираков, аорсов, роксоланов и других, одна их часть дала жизнь современным осетинам. А другая, смешавшись с уцелевшими кобанцами, стала предками других северо-кавказских народов.

Но найденному в Ставрополе городищу, к сожалению, предстояло погибнуть во второй раз. Сначала советские ученые его законсервировали, отложив дальнейшее изучение на неопределенный срок. Затем грянул развал Союза и про Грушевое просто забыли. А потом и вовсе закидали строительным мусором «благодарные потомки», возводя здания и сооружения растущего Ставрополя.

Прогуливаясь по месту, где когда-то велись раскопки, висели предупредительные таблички, из земли вынимались древние артефакты, сегодня нельзя увидеть ничего, кроме битого кирпича и кусков окаменевшего цемента.

Все это очень печально еще и потому, что ставропольская возвышенность хранит в себе много тайн исчезнувших цивилизаций. В 1973 году археологи, при ведении раскопок Грушевого городища, обнаружили склад эллинских амфор, которых было больше полсотни. Их на Кавказ привозили греки для хранения вина и масла. Около трех тысяч лет назад.

Дело в том, что нынешняя территория Ставрополья выполняла тогда и выполняет сейчас функцию своеобразного ключа ко всему Кавказу. А древние эллины занимались торговлей. Привозили они и в эти края свои товары, чтобы обменять на сырье. А для того, чтобы обезопасить торговые пути, они нанимали воинов-скифов. К последним попадала часть греческих товаров. Потом же, при дальнейших внутренних обменах, они переходили к нашим кобанцам.

И вот сегодня у археологов вновь возник интерес к Грушевому городищу. Это неудивительно, ведь подобного ему по размаху и значению в округе просто нет. Да и кобанское кладбище в прошлом веке никто не исследовал. А оно находилось совсем рядом с цитаделью. В трехстах метрах от него.

Поэтому совсем недавно, исследования возобновились. И если сейчас посмотреть на место раскопок, то перед вашим взором предстанет довольно-таки большая площадь земли со снятым верхним слоем, поделенная на квадраты. А внутри его, вооружившись миниатюрными инструментами, работают ученые и студенты-практиканты.

Так почему же в прошлом веке ученые, исследовав само поселение, так и не добрались до его могильника? Вероятно, посчитали, что вся основная информация ими уже получена, и интерес к городищу стал понемногу угасать.

Но само по себе это место имеет большое научное значение. Казалось бы, что оно может нового рассказать нам? Ведь Грушевое городище изучено, о культуре кобанцев и так многое давно известно. Однако это утверждение не совсем верно.

Если взглянуть на площадку, очищенную от грунта, то можно увидеть спонтанно разбросанные могилы. Все одинаковые. О чем это говорит? А вот о чем: в скифских захоронениях явно прослеживается иерархическая составляющая. Например, чем больше курган, тем знатнее был человек.

А здесь одинаковые надгробия. Значит, по сути, жившие здесь когда-то люди были членами одной общины. Без каких-либо различий по социальному статусу. Просто древнее социалистическое поселение.

Можно сначала подумать, что социальный статус погребенных акцентировался наличием в их могилах каких-либо особых предметов. Но это не так. Обнаружены самые простые элементы. В мужских могилах — ножики, в женских — булавки, иногда зеркальца. И так в каждом из раскрытых 260-ти захоронениях.

Только в одном из них был найден наконечник копья, биметаллический кинжал и доспехи. Это, скорее всего, была могила вождя. Да и останки, лежащие в ней, говорят археологам о физической крепости погребенного — крупный скелет с массивными костями.

Также древнее кладбище явно свидетельствует и об образе жизни людей, когда-то здесь обитавших. Абсолютно ясно, что они были земледельцами, а не воинами. Ни стрел в могилах, ни мечей со щитами…

А вот, например, у скифов усопших хоронили в курганах. Культура кочевников (коими скифы и являлись) в историческом аспекте находит свое место ниже по развитию, чем культура землепашцев. Обычно она не так развита, как у оседлых народов. И на захоронениях это отражается. У кочевников, в силу образа их жизни, не было родовых склепов.

Правда, скифы, жившие по соседству с кобанцами, являют собой скорее исключение из правил. Так как, общаясь с греками, имея с ними торговые и военные связи, они подпитывались их культурой, многое перенимали. А когда стали «оседать на землю» отдельными племенами, то в свои же курганы очень часто стали подхоранивать ушедших из жизни родственников.

Но постойте, скажите вы, а точно ли определен возраст городища? Да. Потому как с покойниками древние всегда клали погребальный инвентарь. В данном случае это ножи или другие металлические предметы. Найденные здесь выкованы или из бронзы, или из железа, либо изделия сплавлены из обоих этих металлов. Например, часто встречаются ножики, у которых рукоятка бронзовая, а лезвие железное. Это говорит о том, что историческая эпоха, выпавшая на жизнь этих людей, стояла на стыке бронзового и железного веков. Где-то 2700-2400 лет назад.

Так чем же именно данное захоронение может еще привлечь наше внимание? Да тем, что оно полно парадоксов. Археологов очень заинтересовало несколько, казалось бы, не совсем обычных находок. Одна из них — костяной топор. Правда, древние стоянки человека всегда хранят в себе столько вопросов, что ни один ученый на них исчерпывающего ответа не даст. Но в данном случае он вполне может быть самым очевидным — этот топор был специально изготовлен для проведения ритуалов.

А вот еще одна странность для малоразвитого народа. Жившие здесь люди широко применяли в своих сооружениях обработанный камень. Но им в этом, вероятно, помогло само местоположение городища, под которым залегали мощные пласты ракушечника — дно бывшего Сарматского моря.

С металлическими орудиями труда обрабатывать этот камень несложно, поэтому его использовали как при возведении защитных сооружений, так и при обустройстве могил. И вот кобанцы, выкопав могилу почившему сородичу, накрывали ее несколькими слоями каменного заклада, а иногда обкладывали по кругу еще кольцом из камней. Ученые его называют кромлех. Для чего он служил? Вероятно, для религиозных целей. Но это только предположение.

А вот, что еще кажется ученым очень странным: ими был обнаружен целый ряд могил, расположенных, в отличие от всех остальных, одним почти ровным рядом. Другие хаотично разбросаны. А в каждой из них находилось два разнополых скелета, лежащих на боку так, чтобы находиться лицом друг к другу. Этот небольшой комплекс они условно окрестили «Аллеей влюбленных». А какую тайну она хранит в себе, науки еще предстоит установить.

Почему же, при выборе места жительства, кобанцы остановились именно здесь? Все просто. Для поселения на каком-нибудь участке земли древние люди выбирали его таким образом, чтобы на территории объединялись два условия: безопасность и источник воды. Со вторым понятно сразу — рядом до сих пор протекает речка Грушовка. Да и вопрос относительной безопасности не будет у вас стоять, если вы исследуете рельеф лесного массива, где располагались жилища кобанцев.

Их цитадель находилась на территории, имеющей схожесть с большим треугольником. Причем с двух сторон окруженный огромными, метров по 150, оврагами. А третью сторону «жилого треугольника» те люди просто оградили каменной стеной.

Теперь ученые, тщательным образом, классифицируют и очищают от земли и глины найденный материал, проводят камеральную обработку археологических находок. Все найденное будет очищено, склеено, описано и тщательно зарисовано. Эти материалы лягут в основу научного отчета для Отдела полевых исследований Института археологии Российской академии наук.

В дальнейшем все находки будут переданы в государственный музейный фонд и пополнят коллекции Ставропольского краеведческого музея. Но перед этим ученые познакомят с результатами их работы жителей Северного Кавказа. Для этого они постараются организовать выставку, куда войдут самые интересные артефакты, обнаруженные ими при проведении раскопок.

А вообще, очень бы хотелось, чтобы россияне не забывали историю родной земли, хоть немного интересовались краеведением, посещали музеи и тематические выставки. А археологи, в свою очередь, сделают все возможное для того, чтобы загадок для современного человека о жизни его предков оставалось как можно меньше.

Автор: Андрей Соболев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *